Домой Политика Киев объявляет Москве войну в Приднестровье

Киев объявляет Москве войну в Приднестровье

Киев объявляет Москве войну в Приднестровье

Автомобилям с приднестровскими номерными знаками с 1 сентября запрещается въезд в Украину, сообщили в Государственной пограничной службе Украины.

«В соответствии с решением кабинета министров и ноты МИД Украины с 1 сентября к участию в международном движении будут допускаться исключительно транспортные средства из Приднестровского региона Молдовы с так называемыми нейтральными номерами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Молдовы», — говорится в сообщении.

Стоит отметить, что украинские власти не в первый раз помогают Молдове в блокировании ПМР. Что дальше? Пойдут ли они на более жесткие меры, и чем ответит Россия

— В середине августа в Молдову приезжал первый замглавы администрации президента России Дмитрий Козак. Он провел переговоры с президентом Майей Санду и выражал глубокое удовлетворение их результатами, — напоминает депутат молдавского парламента от Блока коммунистов и социалистов Константин Старыш. — В частности, он с оптимизмом заявлял о том, что Санду пообещала ему не блокировать Приднестровье. Ровно через неделю госпожа Санду посетила «Крымскую платформу», присоединившись ко всем резолюциям, принятым на этом форуме, который в Москве считают антироссийским.

27 августа Зеленский посетил Кишинев в связи с 30-летием независимости Республики Молдова. И сразу же после этого Украина объявила о том, что не будет пропускать на свою территорию автомобили с приднестровскими регистрационными номерами. Интересно, что этому предшествовало обращение молдавского МИДа, который просил украинскую сторону отсрочить эту меру на четыре месяца. Но Киев проявил «принципиальность».

Классическая игра в доброго и злого полицейского.

Обещая Козаку не устраивать блокаду Приднестровья, Санду ничем не рисковала. Кишинев ничего и не может блокировать: все приднестровские предприятия давным-давно зарегистрированы в официальных органах Республики Молдова, выпускают продукцию под маркой «Сделано в Молдове». Так что никаких механизмов блокирования региона у Кишинева нет в наличие. Он может разве что перекрыть доступ жителей Приднестровья на правый берег Днестра. Но это — себе дороже.

А вот у Украины организовать блокаду — масса возможностей. Приднестровский экспорт, равно как импорт — «украинозависимый». Ни один нормальный человек не поверит в то, что Киев не оговаривает и не выверяет жесткие антиприднестровские меры с Кишиневом. Будучи членами «ассоциированного трио», Украина и Молдова, безусловно, согласовывают свои шаги. Просто Санду, чтобы не раздражать серьезную часть молдавского общества, приходится еще немного «флиртовать» с Москвой. Она обещала Козаку не блокировать Приднестровье, она его и не блокирует. А вот Зеленский ничего не обещал Козаку… Геополитические наперсточники.

— Это один из способов оказания давления на Тирасполь, и инициирован он был ещё в 2018 году, в годы правления Порошенко и Плахотнюка, — говорит исполнительный директор Молдавского филиала Изборского клуба Владимир Букарский. — С тех пор сменилось руководство обеих стран, но не сменились их геополитические ориентиры и задачи. И это только первый шаг в череде актов давления на Приднестровье.

«СП»: — А почему сейчас? Зеленский решил подыграть Санду?

— Нет, решили подыграть не Санду, а своим международным кураторам. Санду после её скандального спича на «Крымской платформе» и русофобского шабаша в Кишинёве в ходе празднования «дня независимости Молдовы» сейчас не нужно лишнее обострение с Москвой и Тирасполем. Она при помощи своего эмиссара, вице-премьера по реинтеграции Влада Кульминского пыталась разрулить и разрядить ситуацию, но Киев оказался непреклонен. «Домашнее задание» от зарубежных кураторов надо выполнять.

«СП»: — Чем это грозит жителям ПМР? Как будет работать на практике? Как люди будут выкручиваться?

— Пока люди будут продолжать ездить, как ездили. Многие уже успели сменить номера на нейтральные и значок «MD». Кто-то в процессе. Больше всего пострадают приднестровские транспортные перевозчики, осуществлявшие пассажирские рейсы в Одессу и другие города Украины. С этого дня автобусы с приднестровскими номерами не впускают на Украину. Людей выгружают у приграничного КПП, границу они переходят пешком (а это достаточно большое расстояние для пешей ходьбы с сумками, более 500 метров).

«СП»: — Молдова впервые запретила автомобилям с приднестровскими номерами пересекать границу с Украиной в начале 2020 года. В ответ приднестровские власти пообещали запретить автомобилям с молдавскими номерами пересекать приднестровский участок молдавско-украинской границы. После этого Молдова запрет сняла. Ответные меры Тирасполя могут быть критичны?

— Сейчас молдавская сторона, дабы Тирасполь не ввел ответные меры, предпочитает выкручиваться: «Мы тут ни причём, это всё Украина, мы просили их отсрочить введение этих норм, Киев отказался».

«СП»: — Украина постоянно чинит какие-то препятствия Приднестровью, то усиливает, то ослабевает блокаду. Но не идёт на реально жёсткие меры типа полного закрытия границы. Почему? Есть ли опасность, что Киев всерьёз решит задушить Приднестровье?

— Есть ястребы и в Киеве, и в Кишинёве, которые предлагают более жёсткие меры давления на Приднестровье с полной экономической блокадой. Но руководство Украины и Молдовы и особенно их западные кураторы пока не хотят давать в руки России лишние козыри. Понятно, что в Москве полной блокады Приднестровья и гуманитарной катастрофы в этом регионе не потерпят.

— Уровень доверия между Кишиневом и Киевом сейчас настолько высок, что вполне можно заподозрить закулисную договоренность Санду и Зеленского, — считает директор приднестровского Института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников. — Санду пообещала Козаку, что блокады с 1 сентября не будет. Формальности она соблюла, в Киев было направлено официальное обращение с просьбой о переносе ограничительных мер в отношении приднестровского автотранспорта на начало 2022 года. Но Украина решила взять на себя ответственность. Соответственно все вопросы со стороны Москвы Кишинев теперь может спокойно адресовать Украине.

Читать также:  Зеленский начал мстить за поражение США в Сирии

Чего добивается Киев? Уступок со стороны Москвы в других вопросах или, может, это один из элементов подготовки визита Зеленского в США? Трудно сказать.

Скорее всего, запрет останется в силе, а Тирасполю с помощью переговорщиков придется искать какие-то пути минимизации потерь за счет оптимизации для себя условий Кишинева: например, добиться признания приднестровских водительских удостоверений. Сейчас нейтральные номера бесполезны, если водитель не является обладателем молдавских прав.

Сейчас мы можем говорить о первом этапе транспортной блокады Приднестровья. Потом могут последовать и другие шаги: ограничение на пропуск приднестровских чиновников через кишиневский аэропорт; прекращение с 1 января 2022 года действия протокола «О принципах возобновления полноценного грузового железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья». Причем последующие шаги наверняка будут сопровождаться «дипломатическими» требованиями Тирасполю.

Новое руководство Молдовы, также как и Киев, вполне способны пойти на блокаду Приднестровья. Международная конъюнктура этому благоприятствует.

«СП»: — Что Россия будет делать в случае полной блокады Приднестровья? Прорубать коридор силой?

— Прежде всего необходима поддержка на дипломатическом уровне. Тирасполь сейчас призвал созвать постоянное совещание в формате «5+2». В рамках этого формата вполне возможно достижение определенных компромиссных решений, которые облегчат ситуацию, даже если Киев оставит всё как есть.

В случае полной блокады Приднестровья, к примеру, такой, какая была в 2006 году, у России есть возможность помочь, не прибегая к силе. Так, в 2006 году Россия фактически взяла на себя все социальные обязательства приднестровского бюджета. В результате для большинства приднестровцев та блокада в материальном плане прошла относительно благополучно. А Россия в итоге обрела политические выгоды в регионе — приднестровцы организовали референдум о присоединении к России.

«СП»: — Как нынешний запрет повлияет на жизнь приднестровцеы?

— Он на время не позволит мелкому бизнесу, завязанному на работу с Одесской областью, осуществлять свою деятельность. Это может коснуться до 8000 — 10000 предпринимателей и экономических агентов. Им придется искать обходные пути: изготавливать нейтральные номера, пытаться найти способы получить молдавские права или переходить на автомобили с молдавскими или украинскими номерами. А это займет и время, и деньги. Многим семьям будет нанесен материальный урон.

Пострадают и те приднестровцы, которые привыкли выезжать на своем автотранспорте к морю на отдых. Причем уже сейчас затруднено пассажирское сообщение с Одессой.

Будем надеяться, что кризис удастся разрешить дипломатическими мерами в ближайшее время. Однако, на мой взгляд, вернуться к прежнему режиму будет крайне сложно. В лучшем случае Тирасполю удастся добиться от Кишинева некоторых уступок в плане упрощения порядка выдачи нейтральных номеров и признания приднестровских водительских прав для выезда за границу.

— Украина давно демонстрирует готовность участвовать в экономической блокаде Приднестровья, — считает доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян. — И давно действует рука об руку с молдавскими властями в этом вопросе. Поэтому нет ничего странного в том, что украинская сторона и здесь работает вместе с молдавской. Они по сути союзники в деле борьбы с пророссийским Приднестровьем. И союзные отношения лишь усилились после Майдана на Украине.

Киев всерьез заинтересован в том, чтобы душить Приднестровье. Во-первых, потому что это пророссийская территория. Гораздо более пророссийская, чем ряд регионов Украины. Во-вторых, это идеальное место для ответного удара. Зеленский не может напасть на Крым, не может напасть на Донбасс, но может ответить России ударом по Приднестровью. В-третьих, это ахиллесова пята России. Москва не может отправить войска на помощь Приднестровью без вторжения во враждебную страну. Приднестровье окружено Молдавией и Украиной. Сама Молдавии окружена территорией Украины и Румынии. Поэтому для ввода войск России нужно либо вторгаться в Румынию, являющаяся страной — членом НАТО, либо вторгаться на Украину.

«СП»: — Как эта блокада отразится на приднестровцах?

— Если речь идёт только номерах, то нет никаких проблем перерегистрироваться. Получить вторые номера. Если же это решение является прологом для дальнейшего закручивания гаек, тут уже могут быть более серьёзные проблемы.

«СП»: — Какие?

— Полное перекрытие границы и экономическая блокада. Военные провокации на границе с Приднестровьем якобы для борьбы с контрабандистами. В конце концов военное вторжение по согласованию с молдавскими властями для борьбы с теми же самыми контрабандистами.

«СП»: — А Россия может как-то помочь Приднестровью в случае радикального ужесточения блокады? Есть такие инструменты?

— Россия может оказать жесточайшее экономическое давление, но оно может не помочь. Поэтому у Москвы, вероятно, останется один единственный вариант — военное вторжение на Украину. Этот вариант несёт для Москвы ряд возможностей, но при этом гораздо больше рисков и проблем. Это понимают на Украине, поэтому всячески пытаются спровоцировать российское военное вторжение. По сути это вторжение является единственным шансом для выживания нынешнего украинского режима.